Железнодорожный триптих

Три царевны подземного царства

Нельзя сказать, чтобы это была такая уж новость. Впрочем, и общеизвестной эту информацию тоже не назовешь. Вот вы, например, знаете о том, что известный российский художник Виктор Михайлович Васнецов написал аж три картины, посвященные Донецкому краю? Причем картины эти вы наверняка видели, и, скорее всего, не единожды. Только догадаться, что на них Донбасс нарисован, крайне сложно. Ну так что ж – настоящий художник имеет право на свой нестандартный взгляд. Об этом взгляде мне рассказывали друзья-энтузиасты с сайта “Донецк. История. События. Факты”, а также известный популяризатор Донецка в Интернет Андрей Бутко.

Васнецов

 Как говорил Остап Бендер: “В то героическое время я был еще крайне молод…” Молодой Виктор Васнецов, как это свойственно людям его профессии, крайне нуждался в материальной поддержке. Денег на жизнь не особенно хватало. Нужен был меценат (проще говоря – спонсор). И вот в 1878 году более старый и опытный Илья Репин познакомил молодого коллегу со знаменитым промышленником (олигархом, чего уж там!) Саввой Мамонтовым. Это был, что называется – “мощный старик”. Васнецов вспоминал: “Он поразил меня и привлек даже своей наружностью: большие сильные… волевые глаза, вся фигура… складная, энергичная, богатырская, обращение прямое, открытое – знакомишься с ним…, а кажется, что уже давно был с ним знаком…”

 Они понравились друг другу. От Мамонтова посыпались заказы. Васнецов делал рисунки для школы, которая была выстроена и открыта Мамонтовым в поселке Абрамцево, оформление Абрамцевской церкви. Художник хранил и любил перечитывать написанные ему Саввой Ивановичем строки: “Если ты бодр, здоров и весел, это все, что нужно, и за успехом в работе дело не станет. Если ты станешь… предаваться какой-то непонятной мировой скорби (сколько доброго семени сгорало на этой негодной почве), то напиши мне, я изругаю тебя… Знай, что ты прочно сидишь в сердцах людей, выразивших тебе свою дружбу неподдельно и искренно. А ведь это сознание – хорошее подспорье в жизни. Сколько людей на свете идут тропой злобы только потому, что окружающие равнодушны к ним”.

 Несмотря на призыв Мамонтова мыслить позитивно, весной 1880 года Виктор Васнецов переживал тяжелый кризис: творческий конфликт и разрыв с передвижниками, одиночество, безденежье, сомнения в собственной творческой состоятельности. В этот момент Мамонтов опять протянул руку помощи: предложил сюжеты для новых картин и оплатил их авансом. Речь шла о Донецко-Мариупольской железной дороге, которая вошла в строй в 1882 году. Ее построили на деньги Мамонтова. Затею нещадно критиковали, и Савва Иванович хотел какого-то позитивного пиара. Например, чтобы перспективы этой магистрали были раскрыты в соответствующих картинах-символах, которые по его замыслу должны были украсить залы правления дороги. Это желание вылилось в заказ Васнецову на три картины-панно: “Битва русских со скифами” (прошлое Донецкого края), “Три царевны подземного царства” (богатство донецких недр) и “Ковер-самолет” (образ новой магистрали, символ новых скоростей).

“Битва русских со скифами”

На этой картине – некоторая терминологическая путаница. Со скифами русские никогда не дрались, во всяком случае, воинское облачение и физиономии действующих лиц скифскому периоду явно не соответствуют. Но если вспомнить блоковское “Да, скифы мы, да, азиаты мы!” – все сразу становится понятным. В васнецовские времена, действительно, сказать “скиф” значило, сказать “татарин”.

Композиция картины прозрачна: русский широкоплечий воин как бы защищает нас с вами. Совершенно ясно, что стрелы и копья узкоглазого противника его не достанут, а русская булава, напротив, попадет по назначению и скифскую голову размозжит обязательно. Схватка происходит в высокой траве, хорошо знакомой всякому донецкому любителю пикников.

“Три царевны подземного царства”

Картина предназначалась для кабинета правления железной дороги, но туда не попала. Члены правления не оценили васнецовский полет души, и картину приобрел брат Мамонтова. Теперь она находится в Третьяковской галерее.

Картина должна была олицетворять богатство недр пробужденного края. Васнецов за основу взял старинную сказку о том, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (в картине – каменного угля) и вывел на землю трех царевен этих царств. Васнецов представил их в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Никаких событий в картине не происходит, но царевны, их наряды написаны с таким живописным мастерством, что это само по себе – сюжет. Считается, что художник отразил в картине поиск идеала женской красоты, который он нащупал в образе третьей, младшей царевны, “черненькой”, как назвал ее брат Виктора – Апполинарий Васнецов. Тоже художник, разумеется.

“Ковер-самолет”

Считается, что в этой картине Васнецов выразил мечту человека о свободном полете. В чудесном небе парит ковер-самолет. Герой – победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты. Все окутано туманом и легким светом луны.

Пейзаж, который угадывается внизу, очень напоминает среднее течение Кальмиуса – между Старобешево и Гранитным.

Вряд ли изображенный сюжет ныне ассоциируется с железной дорогой – но стоит помнить, что во времена Васнецова пассажирские перелеты были еще безумной фантастикой. “Ковер-самолет” приобрел Савва Мамонтов и повесил в столовой своего дома.

Мамонтов

Савва Мамонтов был человеком не только предприимчивым, но и крайне беспокойным. Донецкую железную дорогу он, в конце концов, продал. После этого начал грандиозную экономическую комбинацию – создание конгломерата связанных между собой промышленных и транспортных предприятий. Размах дел поглотил его – не просчитав все риски, Мамонтов в итоге оказался в сложной финансовой ситуации. Слухи о неблагополучии в делах появились в июне 1899 года, когда он не погасил вовремя долг Международному банку. 11 сентября 1899 года в своем московском доме на Садово-Спасской Мамонтов был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. В заключении он провел более пяти месяцев, занимался там скульптурой и лепил бюсты охранявших его тюремных служащих.

Суд Мамонтова оправдал, и умер он в 1918 году уважаемым человеком. Современники считали, что Мамонтову надо поставить четыре памятника: один – в Мурманске, другой – в Архангельске, третий – в Донецке, четвертый – в Москве, на Театральной площади. На сороковинах его памяти Виктор Васнецов сказал: “Нужны личности, не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, процветать, развиваться и совершенствоваться искусство. Таковы были Медичи во Флоренции, Папа Юлий II в Риме и все, подобные им творцы художественной среды в своем народе. Таков был и наш почивший друг Савва Иванович Мамонтов”.

Евгений ЯСЕНОВ (из книги “Город, который придумал Юз”)

Добавить комментарий