Творчество Архипа Куинджи

На острове Валааме

С ранних лет у Архипа Куинджи проявилось влечение к живописи. Он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 г., и становится вольнослушателем академии. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 г. на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. — две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 г. — знаменитую «Украинскую ночь». Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 г. «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.

Забытая деревня

В 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 г. он выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре». Выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.

Чумацкий тракт в Мариуполе

В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 г., также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 г. «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 г. он принес в дар Академии 100.000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий. В 1909 г. пожертвовал художественному обществу своего имени 150.000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11.700 рублей для премии по пейзажной живописи.

В Академии Художеств Архип Иванович Куинджи сошелся с Репиным, В. Васнецовым и другими, вместе с которыми примкнул к группе передвижников. Для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению. «Украинская ночь» знаменует перелом в творчестве Куинджи.

А.И.Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму. Он говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света. Художник изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам. Манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна. Куинджи был первым вполне самобытным русским импрессионистом. Несмотря на то, что с 1882 г. Арихип Иванович ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством. Близкое участие принимал и в разработке нового устава Академии Художеств. Вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников. Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии, много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии. той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц. Все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. «Ночь на Днепре» находится у великого князя Константина Константиновича, «Березовая роща» и «Степь» — в коллекции Терещенко в Киеве. В Третьяковской галерее в Москве находятся: «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После грозы», «Днепр утром» и «Закат в лесу». В музее императора Александра III в Петрограде — «Вечер в Малороссии», «Туман на море», «Радуга» и эскизы.

Также Вы  можете ознакомиться  с картинами  А. Куинджи, которые представлены у нас в галерее.

Редакция благодарит за материалы проект Планета Small Bay.

Добавить комментарий