Татьяна Бобыр: люди поют всегда!

Вокальная студия «Мелодия»

Как в Донецком городском молодежном центра появилась вокальная студия «Мелодия»?

Когда-то, давным-давно вокальной студии «Мелодия» не существовало, был ансамбль «Колокольчик»: дети 10-12 лет, которым сейчас, к слову,уже по 20. Через год мы стали лауреатами городского смотра художественной самодеятельности и вот когда решили поехать на всеукраинский фестиваль детского и юношеского творчества «Дивограй» (г.Днепропетровск), то стал вопрос о другом названии коллектива, так как в возрастной категории 11-14 лет, в которой мы выступали название «Колокольчик» выглядело как-то несерьезно. Каких только названий не придумывали ребята! Но в итоге все согласились с тем, что для коллектива, в репертуаре которого мелодичные песни и звучит 4-хголосие, самым универсальным названием будет все-таки «Мелодия», а «Колокольчик» мы оставили нашей младшей группе .

Поездка оказалась удачной?

Да, тогда удалось собрать коллектив очень талантливых ребят , пошить новые красивые костюмы ,поехать на фестиваль «Дивограй» и там получить сразу гран-при! Удивились все, даже я удивилась. Ребята выступили очень хорошо , нашим номером «Старый рояль» открывали гала-концерт в оперном театре, но когда всем вручали награды, то я подумала, что о нас просто забыли. И вот в самом конце, когда уже все стояли на сцене с дипломами и подарками, объявили гран-при фестиваля! Это было так неожиданно, что ребята не сразу вышли на сцену за главным призом! Солисты нашего ансамбля стали лауреатами, все нас поздравляли , фотографировались , брали интервью! Меня, как преподавателя, с не очень большим стажем на то время, это убедило в том, что мы на верном пути. Потому что если я только взяла коллектив, его подготовила, мы впервые едем на всеукраинский фестиваль, и нам дают гран-при, а все остальные солисты получили лауреатство, то это однозначно успех! А мы с тех пор решили, что «Мелодия» счастливое для нас название. После этого было много разных побед на фестивалях и конкурсах, участие в телевизионных проектах ,наши ребята , дуэт Сережи и Кристины, который мы назвали «ПиАр» даже были представителями от Украины на очень престижном международном фестивале в Кишиневе, где получили самый главный спец. приз фестиваля, но та самая первая победа , для всех нас оказалась очень важной!

Есть ли жизнь, после фестивалей? Что происходит с учениками «Мелодия» после окончания учебы?

А они никогда ее не заканчивают! У меня нет людей, которые бы ее «закончили», как прекращают учиться в музыкальной школе, например. В нашей студии нет возрастного ценза. Самым младшим участникам коллектива по 4-5 лет , а самые взрослые сейчас – это молодежь 20-25 лет.

У меня есть условно три группы. Младшая – самая веселая , активная , в репертуаре которой самые зажигательные детские песни и самые трогательные – это детвора от 4 до 11 лет. До периода мутаций у мальчиков и девочек. Средняя группа – самые умные и такие всезнайки,они думают, что уже очень взрослые и пытаются петь недетские песни,  у меня с ними договор, что про любовь и страдания мы будем петь лет в 15, а пока все-таки будем затрагивать другие темы. Старшая – это ребята 13-16 лет, с ними очень интересно, у них есть уже свое мнение, они делятся своими мыслями. Ну и конечно молодежь. У нас в студии много студентов , или только закончивших обучение. Они все такие красивые, креативные, у них много идей, которые они хотят воплотить в жизнь, сами ищут себе песни, которые хотят петь , я стараюсь только весь этот поток энергии направить в нужное русло, помочь им реализовать все свои творческие планы и как педагог по вокалу и как человек, у которого немного больше жизненного опыта .

Но, в любом случае, если кто-то и покидает нашу студию, то для того, чтобы учиться дальше в другом городе, или по личным причинам , но навсегда остается нашим другом!

А в чем тогда предназначение студии «Мелодия»? Это место где люди учатся петь, либо просто клуб по интересам?

Это место где и учатся петь, и всесторонне развиваются, и создают какие-то свои проекты. Если они стремятся к победам на международных конкурсах – пожалуйста. Если хотят записать свой сольный альбом – замечательно! Просто любят выступать – чудесно! Моя задача, как руководителя – помочь каждому ученику раскрыть свой талант, а мои ученики абсолютно все –талантливы.

И потом нельзя сказать – настал день, когда ты научился вокалу. Вокалист – это человек , который сам по себе является музыкальным инструментом . Поэтому ты должен постоянно совершенствоваться. Вокалист должен заниматься и репетировать постоянно. Видимо потому моим ребятам интересно в «Мелодии», что я их никуда не выгоняю, когда им исполнится 18 лет, как это происходит в других заведениях. Обычно ведь как? 18 лет исполнилось, старшую группу выпустили. А они потом начинают искать, куда им теперь деться, потому что дети выросли и еще сильнее хотят выступать.

Я бы хотела выразить огромную благодарность руководству ДГМЦ за предоставленные возможности выступать – это очень важно для ребят, ну и надеюсь, что еще будет много различных мероприятий, и мы обязательно будем принимать в них участие!

Но, при такой системе у «Мелодии» есть возможности набирать новых учеников? Можно ли прийти в Донецкий городской молодежный центр родителю с ребенком и попросить: – Научите его петь, Татьяна Валентиновна?

Конечно, может! Единственный момент – лучше это все – таки делать в начале года, когда не распланировано время занятий. Потому что он-то может ко мне прийти, но мне придется искать «окно» в расписании, так как у меня время занятий уже на всех распланировано. А начиная с августа месяца, можно подходить и все выяснять. Есть индивидуальные занятия, есть группы, и есть общие занятия, на которых мы готовим коллективные номера.

Все зависит от того, что человек умеет. С одним человеком можно год что-то учить, а с другим за 2 месяца сделать программу из 30 песен. То есть это все абсолютно индивидуально. И поскольку индивидуальный подход у нас практикуется по отношению к каждому человеку, то, соответственно, и результат получится не под гребенку. Каждый развивается максимально на своем уровне. Человек – он же, как цветок: когда настанет время, тогда и распустится. Не надо его пытаться разбирать, и говорить, что человек должен к какому-то моменту все уметь. Ничего никому растущая творческая личность не должна. Я могу только сказать, за год способного ученика можно научить петь так, чтобы он мог выступать на концертах и набирался сценического опыта.

А как определить, что человек «созрел»?

Видно… Когда человек уже свободен, у него глаза горят. Те же ребята занимаются у меня по много лет, и я вижу, когда есть желание выступать, донести зрителям свои переживания, поделиться радостью, отдать свою энергетику и получить взамен отклик зрителей. Актерское мастерство играет здесь немаловажную роль и конечно вокальная техника нужна.

Вундеркинды и таланты встречаются?

Безусловно, встречаются! Я очень люблю с ними заниматься, когда мы начинаем думать: а что будет чувствовать зритель в зале, глядя на тебя и слушая твою песню? Будет ли он тебе сопереживать, будет ли радоваться, будет ли артист понимать, зачем выходит на сцену? Часто стремятся просто выйти, спеть правильные слова, и попасть в верные ноты. Так очень часто случается на конкурсах. А потом простые слушатели задают себе вопрос: почему так много людей, которые громко и хорошо умеют петь, но они нам не интересны, потому что они стоят и поют вокализы, а не песни.

Так может певцу, в больше степени, нужен театральный режиссер, а не специалист по вокалу?

Нет, вокальная техника крайне важна. Если у тебя нет великолепной вокальной техники – ты ничего не передашь, тебе незачем выходить на сцену и орать. Сначала нужно научиться петь, а потом все-таки душу вкладывать. То есть я за то, что не надо брать те произведения, которые тебе трудно технически исполнить, которые тебе не близки, возьми то, что у тебя получится, и донеси эту мысль. А ухватишься за что-то сложное и постараешься это сложное спеть, ну и зачем? Для чего это голое старание? Нужно каждому брать материал по его уровню мастерства. Для этого есть руководитель, который подскажет, какие песни лучше выучить для концертов , конкурсах , а какие оставить пока в работе .

В фильме «Приключения Электроника» и был персонаж Гусев, так вот он говорил «У меня тоже голос, я тоже хочу петь». Над ним смеялись. А в студию «Мелодия» принимают всех людей с голосом или есть какой-то творческий отбор, какой-то конкурс?

Принимаем всех людей с желанием, всех, кто решил, что он хочет петь, и не потому, что мама или бабушка хотят, чтобы любимое чадо стало великим певцом. К сожалению, музыкальные способности не являются залогом успеха на сцене. Повторюсь, просто музыкальные способности без души, без личного отношения к ним, никому не интересны.

А все ли люди могут научиться петь, либо есть те, которым это не удастся никогда: у них нет ни слуха, ни голоса?

Да, для каждого человека есть свой потолок. Для кого-то это две октавы, и все его слушатели им восхищаются. А я в это время знаю, что его уровень еще выше. А вот другой приходит, попал в т.н. «распевку», и я в восторге! Я понимаю, что для него это огромный и великий шаг, и для него он такой же значимый, как и для человека, который в это же время поет какую-нибудь арию на знаменитых подмостках! У каждого человека есть люди, для которых он самый любимый, и самый лучший, и они радуются этим его успехам. Большая половина зала не обладает знаниями, позволяющими судить о качестве выступления профессионально. Они судят по принципу «нравится, не нравится», а, ведь, нравиться может любой исполнитель , если он поет «с душой». Так что каждый человек имеет право быть наученным на своем уровне, развивать свои способности.

И в «Мелодии» его возьмутся учить?

Конечно, на международный конкурс я совсем безголосого певца не пошлю, но почему бы ему не выступить на каком-нибудь мероприятии или концерте, порадовать своих близких своими умениями? Или спеть со своими друзьями в караоке и попасть не в три привычные ноты, а во все семь, что вызовет сумасшедшую радость у окружающих.

Как показывает мировая практика, люди, которым говорили: – Иди отсюда, ты не умеешь петь, часто потом проявляли упорство и добивались своих целей. А еще – я очень не люблю т.н. «абсолютников». Да, они сразу правильно поют, но там же столько нюансов, в песне каждая фраза и слово, они же разные по динамическим оттенкам, по артикуляции. Правильная цель: за три минуты выйти, спеть и донести, то, что ты хочешь донести до зрителя. И чтобы зрители получили удовольствие, и сам исполнитель получил удовольствие.

Как относиться к конкурсам талантов, которые сейчас идут практически на всех телеканалах?

Давайте спросим себя: а для чего проводится конкурс талантов? Почему туда пускают строго определенное количество действительно одаренных людей. А остальные – крепкие середнячки или вовсе бездарности. А для того, чтобы каждый человек, сидя на диване, понимал, что он тоже талант, и, в принципе, он тоже может пойти на этот конкурс, и попасть, грубо говоря, «в телевизор». И вот это ощущение человека, что если бы он захотел, он бы тоже мог, и делает среднестатистического человека счастливым.

А потом, какие-то люди пойдут и проверят – по силам ли им прорваться на певческий Олимп, какие-то будут сидеть дома, и просто радоваться осознанию того, что, в принципе, тоже могут стать звездами.

Посмотрите, сколько у нас музыкальных заведений, вузов в Украине, где есть эстрадные отделения. Они выпускают замечательных вокалистов, которые чудесно умеют петь. Но их не пропустят в такие телешоу, потому что сразу же это шоу потеряет популярность.

И потом это жюри, эти люди, которые сидят там, почему они считают, что им позволительно в таком тоне разговаривать с конкурсантами? Почему у нас хамство выносится как норма поведения, почему человек на сцене должен стоять, а его можно поливать грязью. Неужели тяжело культурно и корректно что-то сказать человеку, донести до него свою мысль. Кто дал право этим четырем людям в жюри так разговаривать на всю страну? И это считается самым популярным шоу! В результате такого отношения жюри травмирует людей, это душевная травма для любого талантливого артиста. Нельзя так, надо делать что-то с жюри либо со всем этим конкурсом в целом, потому что жалко ребят, они и так у нас все психологически надломленные, а потом удивляются, что же они у нас такое нервное поколение вырастает?!

Сколько было этих шоу и сколько талантливых ребят в них принимали участие! Где они все? Остаются единицы, которым повезло с продюсером. Все-таки в сфере шоу-бизнеса должны появляться люди, которые проложили себе путь своим творчеством, которые уже знают, как им свой талант развивать, в каком направлении двигаться .Которые создают свой продукт, который интересен слушателю.

А родители? Они же могут искалечить похлеще любого фестиваля?

Роль родителей в образовательном процессе глобальна.

Есть родители, которые категорически против, они мне звонят и говорят, что нет, не будет ходить моя девочка, по таким-то причинам. Таким родителям я объясняю, что пение не мешает учебе, и музыкальное образование никогда не лишне.

Есть родители, которые всячески поддерживают своих детей, это вообще замечательно. Я обожаю таких родителей.

Но внезапно может появиться другая проблема, когда родители начинают доминировать над ребенком. И тут приходится ставить границу. Когда родители начинают сами руководить своим ребенком, они от него хотят всего и сразу, начинают на ребенка давить, а это тоже плохо. Родители должны понимать, что им следует находиться на разумной дистанции: они должны поддерживать ребенка, проявлять интерес к его успехам , но не требовать моментальных побед. Чтобы любое выступление было удовольствием , а не повинностью. Все наши ребята выступают у себя в школе, университете, на других площадках с большим успехом. Родители могут только гордиться своими детьми!

Давай подведем итоги, на конкурсах судьи не всегда справедливы, родители часто бывают против вокального творчества своих детей, и вообще выступать очень тяжело, объясни мне – зачем тогда человеку петь?

А зачем люди всю жизнь пытаются летать? Потому же они всю жизнь стремятся петь. Люди вообще эмоциональны и они хотят эти эмоции выразить. Поют и в радости и в горе .Когда человек поет – он становится хоть чуточку счастливее, а когда он поет красиво, то своим искусством делает счастливее людей, которые его окружают. А еще можно петь всем вместе, так что пение – это абсолютно позитивный вид искусства, который приносит положительные эмоции всем – и исполнителям и слушателям!

ДГМЦ. 13 февраля 2012

Добавить комментарий