Под сенью стальных пальм

Арт-объект "Пальма Мерцалова" из дамасской стали

В нынешнем 2020 году знаменитой Пальме Мерцалова (Юзовской Пальме) исполняется 125 лет – век и четверть. Любопытно, что целый век стальная пальма относительно спокойно стояла в Санкт-Петербурге, а последнюю четверть века “заколосилась” уже весьма приличным количеством “молодых побегов” – различных копий и работ сделанных по мотивам известной композиции.

“Сайт о металле” в свое время освещал известные и не очень факты о “железном дереве”. А теперь речь пойдет о копиях стальной пальмы, которые сами по себе создают новую историю легендарной кузнечной работы.

Начнем сначала

Кто и когда сделал первую копию Юзовской Пальмы – вопрос сам по себе интересный и загадочный. Существует мнение донецких краеведов, что первая копия была сделана еще в XIX веке то ли самим Алексеем Мерцаловым, то ли какими-то другими мастерами. Эта версия основана на том, что сохранившиеся изображения пальмы-экспоната  Всероссийской промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде (1896 год) и Парижской Международной промышленной выставке (1900 год) имеют отличия. Но следует ли соглашаться с такой версией?

Во-первых, в качестве аргументов приводятся фото из газет. Качество газетной репродукции конца позапрошлого века следует учитывать! Многие газетные иллюстрации тех лет фотографиями можно назвать с большой натяжкой. Если сейчас фотоизображение корректируются с помощью графических программ, то в те времена это делали граверы. Крайне сомнительно, чтоб редакция газеты требовала абсолютной документальной точности. А вот скорость исполнения и смотрибельность конечного результата волновали издателей и в те времена.

Во-вторых, пальма – сложный объект, который очень по разному будет восприниматься с различных точек съемки. Нижняя точка съемки покажет листву стремящейся вверх, в верхняя точка может создать иное ощущение. Могут оказаться даже такие ракурсы, что и листья не все будут видны.
Пальма МерцаловаВ статье “Автора на сцену!” Владимир Мартыненко говорит даже, что “достоверно известно о трех железных пальмах, выкованных на заводе Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства”, при этом уважаемый краевед основывается на некую переписку тех лет. Но куда ж могли бесследно исчезнуть целых две пальмы? И если они существовали, то не являлись ли они какими-то уменьшенными рабочими прототипами или чем-то в этом духе?

Поэтому – в-главных: Никто не предоставил ни документального подтверждения существования пальмы-двойника, ни самого экземпляра. Так что предлагаю считать, Юзовскую Пальму, которая бережно хранится в музее Национального минерально-сырьевого университета “Горный” единственной, пока не будет доказано обратное.

Алексей Иванович МерцаловИсторически сложилось так, что в XX веке Юзовская Пальма выпала из поля зрения не только широких масс, но и специалистов, для которых эта работа представляет интерес. Шедевр хранился в музее, но даже там не знали имя мастеров, выполнивших работу. Имена кузнеца Алексея Мерцалова и подручного-молотобойца Филиппа Шкарина были установлены стараниями выпускника Горного института, бывшего инженера Сталинского (Юзовского, в конечном итоге – Донецкого) металлургического завода Константина Яковлевича Захаренкова. Именно он выяснил у старых рабочих – кто же именно сделал выдающуюся работу. С тех пор пальму стали иногда называть “мерцаловской”, а со временем закрепилось название Пальма Мерцалова.

Примечательно еще и то, что по-прежнему остается загадкой кому принадлежала идея создания пальмы и ее эскиз. В современной прессе можно встретить множество утверждений того, что идея творческой работы принадлежала самому промышленнику Джону Юзу. Можно даже встретить утверждения журналистов, что Юз лично работал в кузнице над пальмой, но всей этой развесистой клюкве придется несколько увянуть, под воздействием того факта, что Юз умер шестью годами ранее чем было создано знаменитое тропическое растение в металле. Версия, что идея принадлежит кузнецу, достаточно жестко критикуется донецкими краеведами, которые прекрасно знают, что вокруг завода пальмы не росли, а рабочий в субтропиках отпуск не проводил. Для выполнения же искусной работы такого плана мастеру не достаточно эскизов мелом на стенке. Кто-то должен был обеспечить возможность кузнецу увидеть живую пальму.

Первые копии

Совершенно точно известно, что копии пальмы появились в 1998 году, причем сразу две. А изготовлены они были мастерами кузнечного предприятия “Гефест” (Донецк). Сами же гефестовцы эти сорокасантиметровые миниатюры никогда копиями не считали, поэтому, кроме публикации в газете “Вечерний Донецк”, содержащей изрядное количество фактологических ошибок, упоминаний об этих работах практически нет. А первой копией обычно считают работу выполненную Сергеем Федоровичем Каспруком в 1999 году. Чтобы достичь понимания в этом вопросе, в первую очередь следует определиться с понятием копии.

В первую очередь придется разочаровать тех, кто верит в существование абсолютно точной копии. Ее нет. Тот же Каспрук никогда не скрывал, что его пальма выше оригинала. Как вы себе представляете “точную копию”, которая слегка больше или чуть меньше?! На самом деле все существующие копии – это творческие работы по мотивам Пальмы Мерцалова, одни из которых выполнялись с максимальным подражанием, а другие – с переосмысливанием как дизайнерским, так и технологическим.

Почему же одни “копии” – якобы копии, а другие нет? Весь вопрос кроется в постановке задачи и очень хорошо прослеживается на пальмах выкованных в конце XX века.

– В ту пору интересовало буквально все об истории кузнечного дела вообще и в нашем крае в том числе, – рассказывает руководитель кузнечного предприятия “Гефест” Виктор Бурдук. – С поиском  информации мне помогала супруга, она-то и нашла в библиотеке забытую сенсацию. Вскоре и повод появился: исполнялось 10 лет побратимству городов Бохума и Донецка, появилась идея сделать мэрам по пальме в подарок. И повод замечательный и иностранцам продемонстрировать искусность наших мастеров. Разумеется, никто не ставил задачу копировать оригинал. Работы делались небольшими, интерьерными, а внешний вид воссоздавался по доступным иллюстрациям.

Совсем другая задача ставилась Сергею Каспруку.  В 1999 году рекламное агентство “Кардинал” занималось разработкой герба Донецкой области и образ рукотворной пальмы оказался очень кстати. Сотрудники агентства предложили разместить изображение Пальмы Мерцалова на герб Донецкой области, как символ высочайшего уровня творческих и производственных возможностей региона. При этом возникала ситуация, что сам символ находится далеко от Донбасса. Так появилась идея создания точной копии. Полуметровая реплика сделанная мастерами “Гефеста” в подарок Донецку явно не соответствовала  такой задаче. Была организована поездка Сергея Каспрука в Санкт-Петербург, где в музее кузнец подробно изучал оригинал, а в результатом творческого альянса рекламистов и кузнеца возникло изделие, которое стало принято называть точной копией Пальмы Мерцалова. Но не смотря на стремление максимально соответствовать оригиналу (для изготовления даже был использован рельс изготовленный в начале XX века, найденный на шахте Лидиевка), копию называть точной следует с серьезными оговорками. Раз мастер знает, что его экземпляр получился выше оригинала, следовательно существуют и иные отличия. Но если не устраивать вокруг пальмы хоровод с измерительными инструментами, то эта работа очень достоверно передает старинную работу во всех подробностях.

Пальмовый бум

По инициативе Донецкого областного фонда «Золотой Скиф» образ Пальмы Мерцалова был принят не только как символ Донецкой области, но также и возрождения  Украины — “независимого и мощного промышленного государства”. Существовал проект по установлению копий (в данном контексте слово “копия” не следует понимать буквально) Пальмы Мерцалова в столицах ведущих государств мира. Работа велась более чем по 70 странам мира. В этот период было сделано множество реплик пальмы, большинство из них изготовлены донецким предприятием “Лекам”.

В 2001 году копия Пальмы Мерцалова установлена в Киеве, на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Планировалось установка памятника на Площади Независимости, но в итоге пальма украсила торговый центр «Глобус». Киев в ответ подарил Донецку статую архистратига Михаила.

В сентябре 2001 года в рамках «Дней Донбасса» в Москве на Манежной площади (ТЦ «Охотный ряд») была установлена копия Пальмы Мерцалова. Москва в ответ подарила Донецку копию Царь-пушки.

В декабре 2002 года копия Пальмы Мерцалова была подарена Оттаве.

10 апреля 2003 года копия Пальмы Мерцалова была установлена в Ганновере. Место установки — центральный холл выставочного комплекса Ганновера.

Во Львове копия Пальмы Мерцалова установлена в мае 2003 года на привокзальной площади.

В 2004 году копию пальмы установили в аэропорту Борисполь, планировалось, что её затем перенесут в один из авиасалонов в Ле Бурже.

В период с 2001 по 2004 год донбасские альпинисты в рамках проекта водрузили копии Пальмы Мерцалова на 7 высочайших вершин мира — Эльбрус, Аконкагуа, Мак-Кинли, Килиманджаро, Эверест, Вильгельм, Винсон. Поднимаемые альпинистами реплики имеют длину полметра и массу – три килограмма.

Аквалангисты установили копию Пальмы Мерцалова под водой у мыса Тарханкут в Крыму.

В рамках празднования 75-летия Донецкой области летом 2007 года в Донецке была установлена ещё одна версия Пальмы Мерцалова. Это особенный экземпляр, выкованный из дамасской стали на кузнечном предприятии “Гефест” (Донецк). Пальма расположена на бульваре Пушкина между двумя чашами фонтанов, являясь главным сюжетным элементом входной архитектурной группы прогулочной зоны.

По проекту заслуженного деятеля искусств Украины Виктора Бурдука на его кузнечном предприятии “Гефест” в 2008 году была выполнена “разборная” пальма. Арт-объект задуман как подарок городу Симбирску-Ульяновску по случаю 360-летия. Работа была привезена Виктором Ивановичем в разобранном состоянии и уже в Ульяновске, во время кузнечного фестиваля Поющий металл, собрана с помощью традиционных кузнечных соединений. В настоящий момент эта уникальная пальма находится в частной коллекции.

Перечень копий, упомянутых в этой статье, не претендует быть полным!

Сувенирные пальмы

К концу первого десятилетия XXI века Донецк стал широко известен именно как кузнечный город и стал формироваться спрос на соответствующие сувениры. Миниатюрная пальма стала занимать весьма яркую позицию в молодом регионе, который не может предложить туристам виды античных руин, средневековых замков и даже сооружений XVIII века. Промышленных производителей сувениров хватило на выпуск достаточно убогой пластиковой штамповки крайне отдаленно напоминавшей легендарную пальму, но такое решение дончан не впечатлило. За сувенирными пальмами стали обращаться к кузнецам. Изготовление рукотворно единичной небольшой пальмы – мероприятие дорогое, но исходя из того что запросы стали поступать регулярно, Кузница Гефеста освоила выпуск пальм небольшими тиражами. В таком варианте изделие сохраняло статус hand made, но за счет подготовленной оснастки и снижения производственных издержек, достигалась приемлемая цена.

Со временем многие мастера прибегли к такому способу удешевления реплик пальмы, и небольшие пальмочки стали появляться в некоторых сувенирных магазинах. Их высота, как правило, варьируется от четверти до полутора метров.

И это далеко не финал!

Еще в начале статьи упоминался юбилей  Юзовской Пальмы. Донецкие кузнецы не обошли вниманием эту дату и Гильдия кузнецов Донбасса провозгласила 2020 год – годом Пальмы Мерцалова, а автор проекта Парк кованых фигур Виктор Бурдук решил подарить Парку и городу очередную композицию на эту тему. Будущая пальма не должна копировать оригинал, а напротив – принципиально будет от него отличаться.  Автор ставит задачу перед композицией быть подвижной и реагировать на порывы ветра (например, как флюгер). Задача серьезно усложняется тем, что арт-объект, как и все прочие экспонаты Парка кованых фигур, будет находится под открытым небом и легко доступен для контакта. На уровне обсуждения технологического решения задачи к Виктору Ивановичу подключился профессор механики Владимир Анатольевич Сидоров, который высоко оценил оригинальность идеи.

Виктор Бурдук и Владимир Сидоров

Механические требования к композиции неизбежно влекут принципиально иной подход к дизайну арт-объекта. Увидеть оригинальную композицию можно будет уже осенью нынешнего года. И это явно не финал, а только очередной виток истории донецких пальм. Так что статью будет резонно закончить известной фразой – “продолжение следует…”

Евгений Лавриненко (СМ)

Добавить комментарий