Первый в Донбассе

Горловский художественный музей

В 2008 г. свое 50-летие отметил Горловский художественный музей. Со дня открытия он располагается в доме №23 по ул. Пушкинской (правда, в 1959-м ее называли улицей Пушкина). В основу экспозиции легла богатая коллекция тогда старшего инженера проектной конторы «Главюждонбассуголь», а затем старшего инженера отдела УКС треста «Горловскуглестрой» Б. В. Бородина, переданная им в дар городу.

Вопрос создания музея не раз поднимался Борисом Бородиным на страницах «Кочегарки». В духе той эпохи это выставлялось как еще одно средство повышения культуры трудящихся Горловки. В номере от 4 сентября 1955 года была опубликована статья коллекционера под заголовком «Искусство – в массы», где говорилось о создании в открывающемся после восстановления ДК им. Ленина изостудии. «Необходимо будет также при открытии изостудии в дальнейшем учесть возможность организации передвижных выставок советских художников и заложить основу для организации при изостудии небольшого художественного музея, на экспонатах которого наша молодежь могла бы наглядно учиться по лучшим образцам изобразительного искусства», – так заканчивалась эта статья.

Городская власть, по-видимому, не хотела торопить события, раз спустя месяц в «Кочегарке» по поводу картинной галереи в Горловке выступил уже член областного товарищества художников г.Сталино (ныне Донецк – Д.Р.) К. Тодоров, роль которого в создании художественного музея тоже очень важна. Уже из заголовка его статьи «От слов к делу» (номер от 5.10.1955) ясно, что автор будет предлагать переход к реальным действиям. При этом одними призывами не ограничивался, обрисовав механизм наполнения будущего музея. «Открытие такой галереи не представляет больших трудностей, – писал К. Тодоров. – В этом деле большую помощь может оказать наше Донецкое художественное училище в Ворошиловграде (ныне Луганск – Д.Р.), выделив из своих фондов ряд лучших студенческих работ; должны прийти на помощь этому начинанию Сталинский Союз художников и областное товарищество, тем более что в Горловке оно имеет свой филиал. Можно быть уверенным, что художники шахтерской столицы не откажутся помочь шахтерам Горловки, и каждый выделит для этой галереи одно-два произведения. Обращение за помощью в Киевский и Харьковский художественные институты тоже даст свои результаты, тем более что почти все донецкие художники – их воспитанники… Как бывший горловчанин, прошу шахтерскую общественность принять от меня в фонд будущей галереи три картины».

Дар Б. В. Бородина был значительнее. Этот человек в течение пяти лет за счет своих сбережений и дарственных работ художников собрал коллекцию из 137 картин, этюдов и скульптур 60 авторов. Видное место среди них занимали работы академиков, народных художников СССР И.Э.Грабаря, В.Н.Бакшеева, С.В.Герасимова, заслуженного деятеля искусств Т.Н.Яблонской и других. С большинством живописцев коллекционер Бородин вел активную переписку. Свой отпуск Бородин проводил в Москве и Киеве, где встречался с художниками, приобретал полотна или принимал в дар. Бывало, и сами авторы посылали ему на просмотр свои новые работы, ожидая оценки…

С каждой новой картиной решение передать собрание в дар городу становилось сильнее. И, наконец, в горком поступило заявление Бориса Владимировича с просьбой принять все его собрание. Вот что говорилось в решении горкома КП Украины «О патриотическом почине инженера т.Бородина Б.В.»: «Тов. Бородин Б.В. обратился в Горловский горком КП Украины с письмом, в котором предлагает собрание картин, скульптур и рисунков передать городу Горловке, как основу для создания художественной картинной галереи. Бюро просит Сталинский обком и исполком областного Совета депутатов трудящихся предусмотреть в бюджете г.Горловки необходимые средства на оборудование галереи, изготовление багетных рам и остекление их, а также решить вопрос о взятии данной картинной галереи на баланс областного управления культуры и выделить на ее содержание необходимые средства и штаты».

Так был создан наш художественный музей, который распахнул свои двери 26 апреля 1959 года. Накануне в «Кочегарке» появилась целая страница, посвященная его основателю и первому руководителю. Там же указывалось, что не все 214 творческих работ будут выставлены на всеобщее обозрение. Некоторые картины еще не были оформлены, не имели рам и подрамников. Тем не менее два зала музея производили замечательное впечатление насыщенностью творческими работами, которые должны доставить радость любителям изобразительного искусства.

Открытие первой в Донбассе картинной галереи, как требовало время, посвятили Первомаю, и по этому случаю был митинг, который запечатлели на кинопленку. В тот день в адрес организаторов галереи поступило много приветственных телеграмм, писем – от Министерства культуры и Союза художников УССР, редакций журналов «Огонек», «Искусство», «Художник», газеты «Советская культура», писателя Бориса Полевого, народного художника УССР С.А.Григорьева, многих искусствоведов, коллекционеров. Кое-кто из деятелей культуры, например, П.Г.Беспощадный и художник В.И.Сахненко, чьи работы тоже попали в музей, решили лично присутствовать на празднике. Поэт записал в книгу отзывов следующие строки: «Пусть процветает галерея, красой искусства сердца грея». Основателю музея прислал письмо сам министр культуры СССР Н. А. Михайлов, в котором, в частности, говорилось: «Благородный ваш поступок является прекрасным примером подлинного советского патриотизма, проявлением лучших сторон новой коммунистической морали нашего общества»…

Когда весть о создании первой в Донбассе картинной галереи облетела Украину, сразу же начали поступать предложения ее пополнить за счет личных работ или из своих коллекций. Об этом просили, например, 76-летний киевский художник М. Штейнберг, коллекционер из Сталинграда В. Винокуров… За первый месяц работы музея экспонирующиеся здесь картины посмотрели более двух тысяч человек, причем не только горловчане, но и гости города, скажем, секретари парторганизаций стройуправлений Макеевки или участники проходившего в Горловке республиканского совещания председателей Советов пионерских организаций городов и районов Украины. Они оставляли восторженные отзывы о галерее.

По праву носивший прозвище «Горловская третьяковка» художественный музей за 50 лет превратится в культурный объект масштаба большего, чем городской. Достаточно вспомнить гордость музея – коллекцию произведений Н. Рериха, кстати, тоже подаренную в 1962 году московским коллекционером доктором медицинских наук С. Мухиным. 28 работ так называемого русского периода творчества этого художника сделали горловскую галерею известной всему миру искусства.

Денис РАФАЛЬСКИЙ, Кочегарка. Фото Олега Пустовойта.

Добавить комментарий