Медальеры. По следам публикации

Юрий Шевяков

“Вот так возникают нездоровые сенсации,” – подумал я.”
Аркадий и Борис Стругацкие “Понедельник начинается в субботу”

Несколько лет назад “Журнал о металле” (Донецк) заинтересовался искусством работами медальеров. Редакция проделала немалую работу по поиску информации в этом направлении. В результате в №4 была опубликована статья “Медальеры”, в которой основным героем стал медальер из Мариуполя Юрий Шевяков. Художника-медальера при написании статьи найти не удалось, но статья сделала свое дело!

Некоторые факты статьи оказались ошибочны и… герой сам нашел редакцию!

Настоящая статья изначально была републикацией статьи медальеры. Но благодаря контакту с Юрием Шевяковым оставит только достоверные фрагменты первопубликации и, надеемся, прояснит все возможные неточности, которые уже могли быть достаточно широко растиражированы.

Люди, которые умеют делать руками красивые вещи, всегда вызывают уважение. Тем более, когда их умение признают еще и где-то далеко за пределами места жительства. Медальер (то есть мастер, владеющий искусством создавать медали) из Мариуполя Юрий Шевяков – как раз такой уважаемый человек: в конце прошлого года его работы в числе произведений 11 мастеров со всей Украины были отобраны для выставки на форуме Международной федерации медали – ФИДЕМ. Проходил этот форум в Португалии, и от Донецкой области только Юрий попал туда.

“Послание потомкам”

ФИДЕМ была создана в 1937 году в Париже ведущими монетными дворами Франции, Швейцарии, Германии и Италии. Раз в два года на ее выставки съезжаются коллекционеры, искусствоведы и художники со всего мира. Для медальерного искусства это что-то вроде Олимпийских игр. Надо сказать, что Португалия, место проведения очередной, 29-й выставки, – страна номер один в этом аристократическом деле. Исключительно на развитие медальерного жанра там выделяется миллион долларов в год, а на одного художника-медальера приходится семь коллекционеров!

Для Юрия Шевякова участие в подобном мероприятии – скорее, повод для гордости, поскольку в материальном плане это ничего не приносит. Напротив, одна суматоха. За две-три недели нужно раскрыть в эскизе заданную тему (на сей раз – “Послание потомкам”), вылепить из гипса, перевести в металл, отснять и отослать. Затем идет отбор фотографий, а потом уже самих медалей.

Юрий отправил три: Сергия Радонежского со змеей, кусающей хвост, – “Зло побеждай добром”, медаль о сохранении для потомков зеленой травы, а также портрет своего друга и учителя, заслуженного деятеля культуры Украины и члена ФИДЕМ Ефима Харабета, умершего в мае 2004 года. И видимо, отбор прошла последняя медаль – вся душа и вся благодарность к этому человеку в металл перенесена. Кстати, именно Харабету мы обязаны гербом Донецка.

Тренируйся… на орлах

Глава статьи содержала большое количество неточностей. Удалена.

Пластилин, гипс и немного фантазии

“Медаль создать не так сложно, как кажется. Сложно найти идею, – говорит Шевяков. – Предпочитаю сначала лепить в пластилине. Некоторые сразу режут в металле, но в пластилине лепная медаль изменяема: положил стеком пластилин, посмотрел – ага, что-то интересное, – изменил”.

C другой стороны, по словам Шевякова, многие рекламные фирмы в ущерб творческим разработкам изготавливают поток сувенирных посредственных медалей. Крупные партии – боль настоящих творцов. Несмотря на высокотехнологичное изготовление, такие медали, не имея творческого начала, остаются на низком уровне, выглядят бедно. «Я сам видел в одной фирме в Киеве: стоят компьютеры, пришел заказчик – ему тут же сделали простой макет. Тут эмблема фирмы, тут лавровые ветви, тут надпись, запрограммировали резец, он раз – выдал медаль, ее отполировали, в красивую коробочку положили, человек смотрит – вроде красиво. Но это такая медаль, на которую можно посмотреть пару раз, показать кому-то – и все, она больше не нужна. А должно хотеться брать ее в руки еще и еще, любоваться, это ведь произведение искусства», – уверен мариупольский мастер.

И получается так, что, с одной стороны, медальерное дело востребовано, но с другой стороны, как искусство умирает, оставляя место ремеслу.

Единичный медальер

Популяризовать искусство через выставки представляется делом опасным. Провести выставку нынче и дорого, и опасно в том плане, что гарантии сохранности или компенсации за украденную с убогого стенда работу никто не даст. Как говорит Шевяков, проведший в прошлом году семь выставок, «не так обидно, если кто-то украл медаль и дома повесил, а обидно, если переплавил. После медали остается модель, ее можно восстановить, а вот посуда, например, в единичном экземпляре, исчезнет – и все. Союз художников беден, чтобы нести ответственность за выставленное». В единичном экземпляре металлическая посуда существует потому, что на изготовление каждого экземпляра уходит год, а иногда и два, процесс очень трудоемкий и повторить такое решится не каждый. Попробуйте-ка год поработать бесплатно!

А подмастерьев нет. В деле металлопластики, считает Юрий, трудно создать какую-то школу. Надо или преподавать, или работать творчески. “Как обычно смотрят на человека? Раз он что-то может, значит, хороший учитель! Но ученикам нужно уметь преподать, это большое искусство, и лезть туда со своими амбициями и нескромно, и можно наделать большой беды, – утверждает Шевяков. – Я смотрел, как Харабет работал: он молча лепил, а я уже профессионально оценивал: видел мысль в лепке, как стек работал… А объяснить, почему рука пошла туда, а не сюда, – намного сложнее…”

Так и работает пока Юрий – без учеников, но для души. В конце концов, медали древних мастеров – лучшее доказательство того, что величие не зависит от размеров, величие есть душевное качество. Держа на ладони любую из этих работ, можешь почувствовать себя властелином мира. Пережить такое чувство дано не каждому. Но если ты способен творить сам, памятуя о канонах, то ты воистину счастливый человек.

Добавить комментарий