Мастер театрального волшебства

Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр

Театральный зритель города Сталино не знал этого человека. Его имя редко упоминалось в афише. А между тем он выполнял очень важную роль в спектаклях Сталинского государственного драматического театра. Это гримёр Ананий Федотович Федотов, человек, создающий художественные образы, типажи персонажей спектаклей. О нём рассказал критик с псевдонимом Театралов в газете “Соц. Донбасс” 18 мая 1937 г.

Ананию Федотовичу 65 лет, 50 из которых он посвятил парикам и краскам. “Если бы мне, – говорил Ананий Федотович, – приснились все созданные мною парики, это была бы довольно забавная картина. Передо мною прошли бы тысячи персонажей из сотен спектаклей”.

Начинал свою работу А. Ф. Федотов 12-летним мальчиком в Московском театре, у знаменитого Прова Садовского. Вместе с театром он разъезжал по всей стране. Потом перешёл на работу в театр “Парадиз”, в котором играли великие артисты М. Кропивницкий и М. Заньковецкая.

С благодарностью вспоминают гримёра многие известные актёры и режиссёры. “Это он первый прошёлся гримировальным карандашом по лицу актёра и несколькими мазками превратил его в старца, ревнивца Отелло, короля Лира. Это он, Ананий Федотович, посвятил десятки актёров в тайну внешнего перевоплощения посредством набора красок и париков”, – пишет Театралов.

А. Ф. Федотов создавал парики для самых лучших мастеров сцены – П. Самойлова, В. Давыдова, И. Шувалова, Н. Синельникова. 2 года он работал в бывшем императорском театре (сейчас Большом театре). В то время там пели А. Буценко, Л. Собинов, А. Нежданова. С 1893 г. Ананий Федотович служил в театре в Харькове.

На всю жизнь остались у А. Ф. Федотова воспоминания о том, как ему пришлось подбирать парики для для выдающихся мировых корифеев сцены Сальвини и Росси, ставивших в России “Отелло”, “Гамлета” и “Короля Лира”.

В Сталинский театр Ананий Федотович пришёл в 1936 г. Он трудился над подбором париков и грима для спектаклей “Слава”, “Васса Железнова”, “Песнь о свече”, “Пошилися в дурні”. В мае 1937 г. он был занят большой работой к спектаклю “Леди Макбет”.

Ананий Федотович Федотов – хороший гримёр, а значит, тонкий, наблюдательный художник, имеющий острый глаз, чтобы схватывать самое существенное и вылавливать в человеческом море интересный типаж. Зритель горячо аплодирует после спектакля, а это аплодисменты не только режиссёру и актёрам, но и ему, гримёру, создавшему художественный образ.

Подгот. Е. Згинник

P.S. Имя А.Ф. Федотова упоминается в книге воспоминаний советского актёра театра и кино Бориса Петкера “Это мой мир”: “Вечером перед спектаклем Ананий Федотович Федотов, мой первый гримёр, подрисовал мне баки. Грим этот потребовала моя бурная фантазия. Ведь я играл лакея. Загримирован я был к первому акту, хотя играл в третьем. Меня это не отягощало…”

1. Театралов. Театральный “чародей” / Театралов // Соц.
Донбасс. – 1937. – 18 мая
2. Петкер Б. Это мой мир / Б. Петкер. – М.: Искусство, 1968. – 351 с. – С.15

Добавить комментарий