Юрий Кукузенко: «В цирке под «фанеру» не работают»

Юрий Кукузенко

На цирковые представления охотно идут и любители оперетты, и поклонники балета или живописи.

Цирк объединяет людей разного возраста и разных пристрастий. Представления на манеже рождают в душе различные эмоции: удивление, восхищение, восторг и даже страх за жизнь артиста. В чем секрет всенародной любви к цирковому искусству?

Какие «изюминки» Донецкого цирка? Об этом интервью с директором цирка, профессиональным музыкантом, композитором, руководителем ансамбля «Сюрприз», заслуженным деятелем искусств Украины Юрием Кукузенко.

— Юрий Николаевич, почему в цирк с большим удовольствием идут и взрослые, и дети? В чем его особенности?

— Цирковое искусство — самый демократичный жанр. Его восприятие не требует специальной подготовки, в отличие от оперы или балета, к которым я отношусь с глубочайшим почтением. Чтобы получить эстетическое удовольствие от оперного спектакля, вернисажа или концерта симфонического оркестра, необходима определенная подготовка. А цирк понятен всем с первой минуты начала представления. Причем дети и взрослые из каждого спектакля выносят разные впечатления. Взрослые чаще всего восхищаются умопомрачительными трюками, замечают какие-то интеллектуальные моменты, которые особенно часто связаны с работой коверных артистов. Хорошие клоуны сейчас, к сожалению, в дефиците. Достаточно вспомнить Юрия Владимировича Никулина. Он не дурачился, но заставлял смеяться, а иногда задумываться и грустить. А дети, конечно же, обожают животных. Когда приезжает новая цирковая труппа, администратору обычно задают два вопроса: «Какие животные в программе?» и «Откуда цирк?»

Второй нюанс — это воспитательный аспект циркового искусства. Сейчас нет идеологии. Широко рас-пространены жестокость, насилие, вседозволенность. Все плохое, что только можно придумать, дети получают в полном объеме. А в цирке работают сильные люди. Здесь не утрачены чувство взаимовыручки и коллективизма. И я считаю, что они выше, чем, к примеру, в футбольной команде, где защитник не отвечает за действия нападающего, не забившего гол. А если артисты работают в полете, они взаимосвязаны на уровне жизни и здоровья.

Есть еще одно отличие циркового искусства от других видов. У нас под «фанеру» не работают, все выполняется вживую. Если у артиста сорвался трюк, он идет на вторую, третью попытку, пока не сделает его. Скажите, где еще это возможно? Если певец на эстраде не взял ноту, то уже не исправит ситуацию. Если актер скажет не ту фразу, у него не будет второй попытки.

Кроме того, в цирке нет пошлости. Да, есть жанры, в которых артисты облачены в минимум одежды. Но это связано с их работой: когда трюки выполняются с риском для жизни, каждый квадратный сантиметр ткани мешает. В цирке телом любуются, как любовались им художники-классики. Они рисовали человеческое тело, чтобы другие восхищались его красотой и совершенством. После представления ребенок понимает, что нужно развивать свое тело, потому что у него есть огромные потенциальные возможности и при этом все движения можно выполнять красиво, а не крушить все подряд как супермен из боевика. Все, что я перечислил, убеждает меня, что цирк необходим.

— Как и когда в Донецке появился цирк?

— Это событие подробно описывается в книге «История Донецка». Там говорится, что к строительству первого стационарного цирка приступили осенью 1925 года. Здание цирка было деревянным и располагалось на площадке в начале Первой линии (улица Артема) на месте троллейбусного кольца. Инициатором строительства и первым директором цирка стал Фрэд (Федор) Дмитриевич Яшинов. Сам он был родом из Новочеркасска. Его сестра вышла замуж за акробата, и он, нарушив волю отца, известного в городе краснодеревщика, начал странствовать с цирковыми артистами по России. И в нашем городе ему, молодому человеку, коллектив доверил свою судьбу. Труппа выбрала название «Коларт» — коллектив артистов.

7 января 1926 года состоялось открытие цирка. Был оглушительный успех, гастроли по стране. Здание просуществовало до 1933 года и сгорело. На лето стали ставить шапито в парке Постышева. Но из-за удаленности транспорта горожане испытывали неудобства, особенно в ненастную погоду. Тогда на сессии горсовета было принято решение перенести цирк на территорию Горсада. В середине 1937 года новый цирк «Шапито» распахнул свои двери перед первыми зрителями. Такова история.

Сегодня не в каждой области Украины есть стационарные цирки, их всего десять. История нашего здания уходит в 1969 год. Цирк был открыт к двум праздничным датам — столетию Донецка и Дню шахтера. Это уникальное строение, при его возведении применена вантовая конструкция крыши. Здание построено по оригинальному проекту архитектора Георгия Ивановича Навроцкого. Зрительный зал рассчитан на 1.849 мест. За 37 лет работы цирка его посетили почти двенадцать с половиной миллионов зрителей.

— В городе говорили, что проектировщики цирка получили партийный нагоняй, потому что кому-то из начальства показалось, что по форме здание похоже на фуражку фюрера. Правда ли это?

— Мне об этом известно не больше, чем вам.

— А как идет подготовка новых программ? Обмен программами с другими цирками?

— Придя в цирк десять лет назад, я хотел создать свою труппу. Но цирковое искусство имеет свою специфику. Возьмем, к примеру, хороший драматический театр. Он ставит 7—8 новых спектаклей за сезон. У актеров разные роли, тексты, а в цирке артист создает свой основной номер и работает с ним всю жизнь. Дрессировщик не может работать гимнастом, жонглер — эквилибристом. И мне сказали: «Создашь блестящую программу, за 2—3 месяца ее посмотрит вся область. Второй раз люди не пойдут, они захотят увидеть другое представление. И что дальше?». Я был вынужден признать, что нынешняя система, когда все артисты находятся в штате «Укргосцирка», а затем из них комплектуются программы и по «конвейеру» перемещаются из цирка в цирк, довольно разумна.

За время работы Донецкого цирка создано 114 новых оригинальных номеров и аттракционов, многие из них приобрели мировую славу. В Донецке рождался потрясающий аттракцион под руководством Тамерлана Нугзарова «Горская легенда». Он объездил весь мир и покорил его. В течение года мы готовили номер «Воздушный полет» над сеткой, который относится к элитному цирковому жанру. Полет выполняется без страховки, и спасти жизнь может только сетка.

— И, наверное, по-особенному проходит подготовка к новогодней программе?

— С точки зрения рынка и конкуренции нам приходится сложно. Потому что наш большой мегаполис предлагает массу новогодних развлечений. Но я горжусь, что у нас уникальная елка, такой больше ни у кого нет. Это наш маленький секрет, которым я с вами поделюсь. Когда публика заходит в зрительный зал, то елку не видит, потому, что она находится в сложенном состоянии (такая у нее особенная конструкция). И в торжественный момент, когда дед Мороз вместе со зрителями приглашает елку, она начинает подниматься и «расти» прямо на глазах. Я, взрослый человек, у которого двое внуков, наблюдаю это явление уже десять лет, но все равно мурашки бегают по коже, и я понимаю — значит, еще не все потеряно. А дети, конечно, в полном восторге.

— На манеже Донецкого цирка выступали всемирно известные артисты Юрий Никулин, Ирина Бугримова, Михаил Карандаш, Мстислав Запашный, Игорь и Эмиль Кио и многие другие. А Вы помните курьезные случаи, связанные с гастролями знаменитостей?

— Наш цирк и сейчас остается престижной площадкой для выступления знаменитых артистов. Но эта традиция сложилась при Геннадии Михайловиче Гликине, который на протяжении 26 лет был директором цирка и блестящим режиссером аттракционов и номеров. В 1998 году у нас выступал известный дрессировщик слонов Юрий Дуров. Я встречал на товарной станции Донецка животных. Это были три слонихи, которые восемь суток проехали в товарном вагоне. Когда служащий вывел их из тесного помещения на воздух, старшая слониха-вожак не захотела идти в машину, а стала прогуливаться по перрону. Не сразу удалось ее «уговорить». К счастью, поблизости не было людей.

— А каковы планы и перспективы Донецкого цирка?

— Мы продолжаем выпускать новые номера, поддерживать и приумножать традиции. Сейчас будем готовить новый полет. В настоящее время проходит согласование проекта программы развития Донецкого цирка до 2011 года «Детям Донбасса — современный цирк». Если этот документ одобрит облсовет, то наш цирк получит финансовую поддержку из бюджета области, что будет очень кстати, так как наше материальное положение оставляет желать лучшего. Я хочу, чтобы цирк выглядел не хуже «Амстора» — торгового предприятия высокой культуры, которое находится по-соседству.

Беседовала Марина ПАРХОМЕНКО, «Европа-Центр», № 2/2006

Добавить комментарий