“Иван Сусанин” по-донецки

Сталинский театр оперы и балета

12 апреля 1941 г. в городе Сталино произошло знаменательное событие. В торжественной обстановке открылся Донецкий русский музыкальный театр. Об этом рассказала газета “Соц. Донбасс”.

Жителей города поздравили ведущие деятели культуры и искусства страны. Приветственные телеграммы прислали народные артисты СССР В. И. Немирович-Данченко и М. Рейзен, народная артистка РСФСР Н. Кемарская, народный артист УССР М. Гришко.

Автором проекта и главным архитектором строительства грандиозного сооружения стал Людвиг Иванович Котовский. На строительство и оборудование одного из красивейших театров в Союзе было потрачено 10 миллионов рублей. Все самые сложные работы выполнялись местными строителями.

Иосиф Михайлович Лапицкий

Театр возглавил художественный руководитель Иосиф Михайлович Лапицкий. В состав коллектива оркестра вошли лучшие музыканты бывшего Ворошиловградского и Винницкого театров оперы и Сталинской областной филармонии.

12 апреля 1941 г. зрителям предстояло увидеть на сцене оперу М. Глинки “Иван Сусанин”. “Сюжет гениальной оперы Глинки необычайно прост и ясен, как сама музыка, покоряющая слушателя с первых звуков увертюры. Спектакль монументален, музыка велика, как велик русский народ, как его подвиги на протяжении всей многовековой истории”, – писал музыкальный постановщик спектакля, дирижёр А. Ковальский.

Перед поднятием занавеса в новом театре побывал журналист газеты “Соц. Донбасс” В. Дроздов. Он заглянул за кулисы, в артистические уборные, в подсобные цеха, познакомился с людьми, участвующими в рождении спектакля “Иван Сусанин”.

Коридоры закулисной части были заполнены боярами, купцами, польскими шляхтичами, русскими крестьянами. Большая нагрузка пала на гримёрно-парикмахерский цех во главе с Иваном Васильевичем Марченко. Много потрудились костюмеры театра, возглавляемые Анной Алексеевной Шифриней.

Журналист увидел мирно беседовавших друг с другом враждующих русских ратников и польских шляхтичей. Они ожидали оружие в бутафорском цехе, которым руководил Олег Здыховский.

В массовых сценах “Ивана Сусанина” принимали участие несколько сотен человек. Здесь был занят хор клуба им. Ленина. В финале спектакля на сцену должны были выехать 7 всадников. На сцене предусмотрен был специальный заезд для лошадей и автомашин.

Круг сцены выдерживал нагрузку до 75 тонн. Высота от трюма до крыши равна высоте 8-этажного здания, а площадь – площади 16-ти квартирного дома. Только одна сцена при постановке некоторых спектаклей будет требовать больше электроэнергии, чем потребляла вся Юзовка в дореволюционные годы.

Под сценой помещалось модуляторное устройство и автотрансформаторная. “Здесь будут рождаться грозовые тучи, вспышки молнии, отсюда будет в спектакль вливаться волной солнечного света или пурпуром вечернего заката искусство осветителя. Для “Ивана Сусанина” старшему осветителю театра Павлу Добринскому заказан… рассвет, снег, звёздная ночь. Уже приготовлено для спектаклей голубое небо, имеющее 1400 кв. метров площади. Особенно сложная театральная техника будет применена в спектаклях “Золотой петушок и “Фауст””, – писал В. Дроздов.

В многочисленных комнатах за кулисами шли репетиции. Из конца коридора доносились раскаты баса. Это репетировал роль царя Додона артист Сабинин. Чарующими звуками была наполнена комната, в которой репетировала роль Маргариты из оперы “Фауст” артистка Штейнберг.

В фойе театра разместился симфонический оркестр, осваивавший партитуру оперы “Дума про Опанаса”. Во всех многочисленных уголках театра можно было заметить Иосифа Михайловича Лапицкого – строгого и взыскательного художественного руководителя.

Автор статьи закончил знакомство с театром и занял своё место в зрительном зале: “Труд артиста и скрипача, танцора и бутафора, осветителя и гримёра, режиссёра и художника объединяется одной общей целью. Музыка, движения, свет, краски, голоса – всё это сливается воедино, чтобы родить яркое зрелище – музыкальный спектакль.

…Дан сигнал. Поплыл медленно бархатный занавес. Потух свет в зале, зажглись огни рампы. Раздались торжественные звуки увертюры. Театр начинает свой первый сезон”, – написал В. Дроздов.

Спектакль получился превосходным! Дирижёру театра удалось передать и могучую стихию, и лирическую нежность русской песни, а вокалисты с успехом справились с творческим испытанием.
Текст либретто оперы был написан советским поэтом Сергеем Городецким. Режиссёр-постановщик спектакля Я.А. Прессман обращал внимание в газете на то, что ему хотелось правдиво и ярко запечатлеть на сцене историческую обстановку начала ХVII века, могучую силу народного патриотизма.

“Театр не мог сделать лучшего выбора для своего первого спектакля… Это произведение колоссального патриотического звучания волнует и радует нас, заставляя переживать вместе с героями оперы тот огромный патриотический подъём, который всегда объединял Россию, когда ей грозило иго иноземных захватчиков”, – писал критик М. Корнеев.

Высокой оценки заслужила работа художника спектакля Э. Ляхович. Он создал очень стильное и выразительное оформление. По мнению критика, хорошо справились со своими ролями артисты Ю. Сабинин, И. Верещагина, Н. Лотоцкая.

В ближайший месяц планировалось выпустить четыре премьеры. Помимо оперы “Иван Сусанин” готовились спектакли “Золотой петушок”, “Красное солнышко” и “Фауст”. В репертуарный план театра на 1941 год были включены также “Риголетто” Верди, “Севильский цирюльник” Россини, “Князь Игорь” Бородина, “Паяцы” Леонкавалло, “Кармен” Бизе, “Пиковая дама” Чайковского, “Бал-маскарад” Верди, “Продавец птиц” Целлера и “Цыганский барон” Штрауса.
Но большинству планов помешала война.

Материал предоставлен Еленой Згинник

Добавить комментарий