У каждого царя своя сила за плечами, слава, и соответственно, — имя. Спустя многие годы родители до сих пор называют своих детишек именами царей. Да, несомненно, имена эти, как то Иван, Петр, Александр были задолго до Великого Ивана Грозного. Но, называя мальчика Иваном и соотнося имя именно с Грозным, — передают родители и некое внушение ребенку – ребенок должен стать, да и становится великим.
Но встречается, когда имя человека, имя царя, переносится не на человека. Подробнее: не очень далекий 1586 год. Уже пушка, но тогда только мортира была отлита. Спустя около трехсот лет был создан и лафет под нее. И сейчас нам известна такая пушка как Царь-пушка. Грандиозных размеров эта пушка стоит сейчас в Москве. А если побродить по Донецку, то с 2001 года и у нас стоит такая же пушка. Впрочем, у нас лишь копия Царь-пушки. При чем разница в габаритах между настоящей и нашей – длина самого ствола. И разница – 4 см.
Таких громадных размеров пушка сразу же после установки привлекла интерес масс. Свадьба, выпускной, обычная прогулка… И обязательно фотография на память под этой громилой. Глядя на Царь-пушку далеко не сразу понимаешь, что она была создана человеческими руками.
А Вы представьте, что пушки «упали» просто с неба. Ан-нет, так не стоит думать, хотя, глядя на этих великанов, сложно представить человека, обрабатывающего такую груду металла. Тогда поднимается вопрос, раз пушку делали люди, не Божества творцы, хотя одно другое и не исключает, то, сколько же человек принимали участие в создании.
Но ответить на этот вопрос, может быть, увы, может быть к счастью, никто не может. Почему увы? Да потому что для истории было бы интересно точное количество «создателей». Почему же тогда к счастью? Да по той же самой причине, ведь принимали участие в создании такая армия, которая с этой пушкой могла идти покорять мир. Конечно, армия – это условно, рабочие сталелитейного цеха, резчики, организаторы самого мероприятия. И если будет возможность, можно выпустить в свет благодарную книгу всем создателям нашей копии Царь-пушки поименно. А на хорошую книгу имен хватило бы, уж это безоговорочно.
Ну, во всяком случае, проходить мимо пушки, видеть веселых людей под ней фотографировавшихся, или же просто сидящих на лавочках… А также увидеть своими глазами резчика орнамента – Антоненко Виталия, с добродушной улыбкой рассказывающего, как трудно и долго проходила работа над копией. Побеседовав с ним на протяжении нескольких часов, которые пролетели как минуты, — и мы уже тонем в массе интереснейших фактов относительно создания.
«В конце 2000 года ко мне поступило предложение участвовать в создании такой громадины, как в Москве. Отказаться от подобной роли я не мог, да и не хотелось, если честно. С моим приятелем Березовским Мишкой нас пригласили в качестве резчиков, хотя, конечно, одними орнаментами не обошлось. Первоначально планировалось отлить пушку не в России. Там всего лишь снять размеры, потом из дерева сделать у нас макет в Донецке, а там уже — перевезти макет для отливки. Честно, подобный план хоть и был первоначально принят, поступили иначе. Мы поехали в Москву на смерку. Да и происходила эта смерка, как церемония, либо посвящение какое-то. Пока получили разрешение на «приближение» к пушке для снятия размеров.
И пошло-поехало — фото, фото, вновь фото. Замерка, смерка, а также море позитива. при местоположении себя рядом с ней. Немного любвеобильно, но всё же — этот памятник истории, которой завещали нам наши предки, поистине в полной мере передает всё величие русского человека. Единственное, что нам запрещалось — создавать точную копию пушки. Думали-думали, решили сделать так — длину самого ствола немножечко короче сделать. Сказано — сделано. По плану пушка отличалась от настоящей четырьмя сантиметрами. А так как это уже была не точная копия — приступили к созданию макета.
Пушка отливалась в Ижевске на ОАО «Ижсталь». В работе принимали участие абсолютно все. Но, так как завод не стоял, а полным ходом шла работа — приходилось днем «делиться» местом. К вечеру все расходились. Хотя расходились — не правильно сказано. Нам обязательно кто-нибудь помогал. Всеобщая заинтересованность в подобном проекте — настолько вовлекала свободных и не занятых людей, что мы в очередной раз удивлялись и для себя подтверждали доброту русского человека.
Но ведь до самого отлития работа тоже проистекала. Причем, из-за сроков, данных нам начальством, «проистекала» — мягко сказано. Сначала создавался деревянный макет. на огромном токарном станке вырезали ствол. Но сложности настоящие начали о себе заявлять немного позже — когда пришло время делать орнамент из дерева. Пожалуй, самое трудное было — сделать пасть льва, расположенную на лафете. Но ведь наши пращуры смогли такое сделать, почему же тогда мы должны перед этим останавливаться? А так как пустота во рту льва спереди окаймлялась клыками… Было ли это трудно? Но ведь мы справились(!). Сейчас, о такой детали говорить становится не столь уместно, потому что пушку целиком все смотрят. Никто ведь не делит ее на орнамент и сам ствол, никто ее не делит на лафет и мортиру. Хотя, практически каждый гражданин, увидевший пушку воочию и рядом лежащие ядра — вольно-невольно представляет выстрел. И, кстати, Царь-пушке так и не довелось сделать даже первого своего выстрела. Направленная в сторону возможного нападения врага, она так и осталась стоять на протяжении следующих пары сотен лет, воплощая мощь и нерушимость Русского народа.
Погрузившись в работу буквально с ногами и руками, прервал меня звонок от детей — делится Виталий — Жену сбила машина, находиться в прикованном положении. Мне звонить сразу не стали, не хотели беспокоить. Вот и поставили меня обстоятельства перед дилеммой: ехать домой, поддержать жену и детей, либо остаться и завершить начатое на благо родному городу. Выбор был очень сложным, но, взвесив возможную свою помощь здесь и там, решил остаться с пушкой.
Создавали пушку около полугода. Во второй половине дня приходили трудиться, многие работники завода оставались на помощь. Вечерком — угощенные новыми друзьями и знакомыми пивом. Потом сон. И так — на протяжении нескольких месяцев. Очень приятно было осознавать тот факт, что директор гостиницы, в которую он нас «забрал» из предыдущего места ,положенного работой. Опять же: что нам «досталось» от работодателя никак не сравнить с тем «Люксом», куда нас поселили. Еще и по ресторанам с пышными столами нас покатал. Ну, понимаете, — откровенничает Виталий, — там тогда все понимали ценность нашей работы. К сожалению, получилось именно так, что именно ижевчане к нам и нашей работе были расположены максимально тепло и открыто.»
Далее обсуждался вопрос о транспортировке пушки в Донецк. 24 тонны самой пушки, плюс 24 тонны лафет, да и ядра по 1,2 тонны каждое. Первоначально планировалась доставка самолетом, но сошлись на автомобильной перевозке. Были задействованы два МАЗа, на одном перевозился ствол, на другом — лафет и ядра. Водителям было дано задание перевезти за трое суток, с чем они и справились. В сопровождении была заводская охрана. Доставив пушку в Донецк, задумка о покраске в золотые цвета для имитации бронзы в итоге перешла в обыденные способы решения проблем. Зеленой заборной краской и было произведено окрашивание.
Теперь все гости и жители Донецка могут любоваться столь грандиозной копией исторического памятника. Да и гордость за то, что в создании принимали участие наши , донецкие(!). Вот только у многих возникает неспроста мысль, что место выбрано неудачно. Открытое место под солнцем днем всегда отпугивает своей жарой. Разместили бы ее немного в холодке — рядом, как и в парке им. Щербакова, бул. Пушкина — в любое время дня и ночи множество отдыхающих и наслаждающихся окружением людей.
Что же сейчас представляет собой копия величайшей пушки — Царь-пушки, которой не довелось выстрелить по назначению. Скорее всего — это место для фотографии молодоженов. И статус «для галочки» все чаще используют все только расписавшиеся.
Интересно еще — обращаясь к Краеведческому музею с просьбой посодействовать — получили отказ с примерно следующим содержанием: «…пушка, отлитая в 2003(!) году не является памятником культуры…» В итоге — мало того, что с годом промашки, еще и непринятие как памятника культуры. Вот так нынче и живем.
Виталий Антоненко сейчас занимается «работой с деревом»: лестницы, баллюстрады, двери. О столь немаленьком участии в не менее грандиозном событии сейчас не вспоминают. Работы — практически нет, поэтому и работает от заказа к заказу.
Михаил Березовский, с которым Виталий занимались орнаментами на копии Царь-пушки, сразу после работы в 2001 году переехал по приглашению в Ижевск работать над эксклюзивными подарками работникам завода из металла. Спустя некоторое время, вернулся в Донецк. И, кстати, тоже не в состоянии блистать своим загруженным рабочим граффиком. Итого имеем: резчики, наши земляки, принимавшие участие в создании такого подарка Донецку, сейчас занимаются «от случая к случаю». И что, сказать «Се ля ви», или всё же начинать соображать о возможном жизненном пути каждого из нас.