Великая Отечественная война застала в городе Сталино гастроли Московского Академического Малого театра. Коллектив находился в нашем городе с 15 по 26 июня 1941 г. В репертуаре театра преобладали спектакли по пьесам А.Н. Островского
В первый день гастролей в летнем театре Парка культуры и отдыха он показал сразу две комедии – днём “Бешеные деньги”, а вечером – “На бойком месте”. 17 июня в 20.00 демонстрировалась комедия “Женитьба Белугина”. 21 июня вечером и 22-го днём опять давали “На бойком месте”. 22-го вечером – комедию французского драматурга Эжена Скриба “Стакан воды”. 24-го июня снова вечером шёл спектакль “На бойком месте”. С 24 по 26 июня театр регулярно выезжал на шахты Донбасса и выступал с концертами перед уходящими на фронт горняками.
Поскольку в репертуаре театра преобладала комедия “На бойком месте”, то ей и посвятил журналист В. Дроздов свою критическую статью в газете “Соц. Донбасс” от 22 июня. “Неповторимо… воплощение роли Евгении В. Н. Пашенной. Нужно видеть и слышать её Евгению, потому что невозможно передать ни интонаций и жестов, ни обольстительного лукавства и смеха, ни тончайших психологических оттенков и повадок “красивой бабы годам к 30-ти”, любящей заезжего барина и пополняющей из его кошелька доходную статью постоялого двора. По-рабски слушаясь мужа, она обводит его с неподражаемой хитростью. Любя Миловидова, она ни на минуту не забывает, что является хозяйкой, долг которой накапливать состояние ласковым обхождением…” – пишет В. Дроздов.
Вокруг Евгении живут на сцене и другие комедийные образы. Блистательно играет маленькую эпизодическую роль Разорённого Н.Н. Гремин. Полон скорбной задумчивости, трагизма и обречённости образ Аннушки в исполнении В.А. Обуховой. “В нём – источник многих женских образов, незабываемых в спектаклях Островского. В нём – типические черты русской женщины с её стремлением к чистой и благородной любви, блуждающей со своими чувствами среди преград, поставленных людьми, среди людей-эгоистов, безразличных к судьбе другого человека, делающих своё счастье на несчастьях других”, – любуется журналист.
Красив и образ бравого барина, кавалериста Миловидова в исполнении артиста Н.А. Соловьёва. Он исполнен гордости и превосходства над людьми. Сначала ради Евгении он оставляет Аннушку, а затем, узнав про ложь хозяйки, возвращается к девушке и забирает её в своё имение. Он счастлив оттого, что вернул себе любимую, чистую Аннушку.
Артист Н.Н. Горич в комедии “Бешеные деньги” запечатлел образ Григория Борисовича Кучумова, важного барина 60-ти лет. А в спектакле “На бойком месте” он Пыжиков – прихлебатель с пустым карманом, лакей Миловидова, постоянно заискивающий перед ним и заглядывающий ему в рот.
Искреннее восхищение вызывает артист А.П. Грузинский в роли казачка Гришки при Миловидове. Для этой роли не нужен текст, артист выразил всё типическое в забитом служке мимикой и потешной пляской.
Образ Бессудного – центральный в пьесе, поскольку несёт заглавную тему спектакля. Его играет артист А.И. Ржанов. Этот персонаж во всём поступает, как хочет. Он мог бы изобличить жену в измене, но не делает этого, поскольку она его хороший помощник и денежная сумка. Смешон в роли разгульного купчика Сени артист В.Ф. Лебедев.
В спектакле много мотивов народной печали, искренних человеческих переживаний. Постановщики – народный артист СССР П.М. Садовский и заслуженный артист РСФСР С.А. Головин сделали очень многообразный спектакль. Он и смешит, и трогает до слёз одновременно. И в этом А. Н. Островский и Малый театр неразделимы.
По окончании гастролей в Сталино, вернувшись в Москву, актеры Малого организовали штаб военно-шефской работы, сформировали актерские бригады, которые выступали на призывных участках, вокзалах, а несколько позднее и в госпиталях. Сделали это они одними из первых в столице. С этих дней и до мая 1945 года военно-шефская работа была главной в жизни Малого театра.
Е. Згинник
1. Дроздов В. “На бойком месте”: гастроли Государственного ордена Ленина Академического Малого театра / В. Дроздов // Соц. Донбасс. – 1941. – 22 июня
2. Герланец В. Актёры Малого театра в Донецке вспоминали войну / В. Герланец // Веч. Донецк. – 2011. – 24 июня