Джаз – на-гора!

Трубач

“Донецк-130”, “До#Дж – 2007″… встретить подобные названия на афишах в Донецке дело достаточно привычное. Джазовым фестивалем дончан не удивишь. Начиная от “Донецк-100”, состоявшегося 1969 году, их было не мало. Но все ли донетчины любители музыки задумывались, что имена их талантливых земляков Виктора Дубильера, Станислава Лавриненко, Людмилы Шершневой и многих других воспринимаются не иначе как имена звезд первой величины.
Что же пишут о джазменах Донбасса в иных городах и весях?

Донецк слушает джаз

“Джаз – это модно”. Под таким девизом в Донецке уже в четвертый раз проходит международный фестиваль “ДоДж”. В нынешнем году в нём принимают участие не только звезды, но и начинающие исполнители из России, Беларуси, Польши, Франции, Молдовы и Украины.

Меломана, который впервые оказался в Донецке, могут сразить две вещи. Это – прижизненный памятник Иосифу Кобзону и фестиваль “ДоДж”. Первый джаз-фестиваль был проведен в столице Донбасса ровно 35 лет назад, и получил название “Донецк-100” – в честь юбилея города.

Людмила Шершнева, доцент донецкой музыкальной академии имени Прокофьева: “И тогда, когда уже был, по-моему, “Донецк-108” в “Даун-бите” или уж не помню в каком американском журнале (несмотря на занавес, мы все это имели, потому что у нас был джаз-клуб) было написано: “Донецк – самый джазовый город в мире, потому что в нем было 108 джазовых фестивалей”.

В 2001 возродилось фестивальное движение – здесь стал проводиться “ДоДж”. В нынешнем году в нем принимают участие ветераны первых донецких фестивалей. Приехал сюда и легендарный гитарист-кудесник Энвер Измайлов. Или “Is my love” – так произносят его фамилию западные меломаны.

Синхрон Измайлова: “Джаз в Украине стал намного больше популярен. Я чувствую – есть фестивали – что они будут больше, во всяком случае, чаще”.

Первый день джаз-марафона также ознаменовался блистательным выступлением питерских музыкантов из команды “Doo bob sound”. Главная интрига дня второго – финал международного конкурса молодых исполнителей “ДоДж-юниор” , который проходит в рамках фестиваля.

MiddleName

“Музыканты из Донецка водили по лабиринтам джаза”

Фьюжн, свинг, бибоп – сказать, что означают эти слова, пожалуй, сможет не каждый. Но что такое джаз, сегодня объяснять не нужно. Музыканты Донецкой филармонии под руководством Александра Куслина в прошлую пятницу, 18 ноября, мастерски водили краматорских слушателей по лабиринтам джаза. Сольная программа этого коллектива состояла из разных джазовых композиций, и каждая из них не обошлась без импровизаций.

“Джаз без импровизаций вообще немыслим, – говорит руководитель коллектива Александр Куслин. – Наша группа является единственным в Украине джазовым филармоническим коллективом. Его участникам от 17 до 50 лет”. Сам Александр Куслин заведует отделением духовых инструментов Донецкого музыкального училища, саксофонист – заведующий отделением джаза. Пианист Сергей Иванов – прекрасный композитор, аранжировщик и исполнитель-виртуоз. Другие участники коллектива – выпускники музыкального училища, а 17-летняя вокалистка Виктория Якобчук учится на первом курсе факультета иностранных языков.

У джаз-септета большие планы: вскоре в Донецке они отметят 75-летие старейшего трубача Украины, затем с оркестром “Виола” сыграют совместную программу. И обещают привезти ее в Краматорск! Поэтому – будем следить за афишами.

Олег Кручинин

Джаз. Играем вместе!

Под таким названием в донецкой филармонии было проведено весьма оригинальное мероприятие – выступление джаз-септета совместно с камерным оркестром. Сама идея подобных концертов не нова, однако по словам ведущего в Украине это первый подобный пример, да и исполнено все было на самом высоком уровне. Вот впечатления от этого замечательного вечера.

Когда музыканты заняли сцену, там стало, пожалуй, тесновато – сцена вместила шесть джазовых музыкантов и с десяток участников камерного оркестра “Виола”. Даже сам вид такого своеобразного сборища музыкантов обещал что-то необычное. Сначала сыграли одну вещь из репертуара “Weather Report”, аранжированную участником джаз-септета, пианистом и композитором Сергеем Ивановым. Сыграли просто отлично! Сразу надо сказать, большинство аранжировок было задумано таким образом, что они подчеркивали то джазовых музыкантов (саксофоны, тромбон, рояль, бас, ударные), то оркестр (скрипки, виолончели, контрабас), а иногда их звучание соединялось, порождая просто взрыв музыкальной энергии!

Следующим номером было трехчастное произведение минут на тридцать, написанное все тем же Сергеем Ивановым. Первая часть была выдержана в джазовом духе, вторая была построена по канонам классической музыки (участники джаз-септета, кроме самого Сергея, удалились во время исполнения этой части), и третья была вариацией на темы блюза. Сыгранная пьеса была достаточно эклектичной (например, вряд ли можно было бы определить, что части принадлежат одному произведению, если бы об этом заранее не сказали), однако композиторское мастерство безусловно чувствовалось, и произведение содержало много прекрасных фрагментов. Больше всего впечатлила классическая часть, богатая эмоциональными оттенками.

Во второй части программы Александр Куслин несказанно порадовал необычным соло на тромбоне. Быть может, я распишусь в своей безграмотности, но до этого вечера я знал лишь о “вау”-примочке для гитары, а приспособление, извлекающее такие же квакающие звуки из тромбона, стала для меня откровением! Куслин заставлял свой инструмент кричать и плакать, как ребенка!

Не менее интересным стало появление седьмого члена джаз-септета – вокалистки Виктории Якобчук. Несмотря на свой юный возраст, девушка смогла держать внимание зала одним своим голосом. Первая исполненная ею песня погрузила зал в приятную атмосферу ретро, следующей была классическая “I Put a Spell on You”, принадлежащую перу Screamin’ Jay Hawkins, которая прозвучала просто отлично – мне казалось, что песня просто живет и дышит вместе с исполнительницей, мной, и всем остальным залом. Может быть, я просто питаю слабость к этим старым песням. Не менее хороши были и остальные вещи, а “Whose Side Are You On” звучит у меня в голове и сейчас.

За кадром осталось еще много интересного – но всего не опишешь, это нужно просто слышать. А я могу только сказать спасибо музыкантам, благодаря которым я в очередной раз почувствовал чувство гордости за Донецк и его музыкальную культуру!

24.03.2006

Джазовая феерия в Новогоднюю ночь

В конце декабря областная филармония провела серию новогодних концертов. Особая праздничная волшебная атмосфера была создана исполнителями музыки разных стилей и направлений под емким названием “Рождественские вечера”. 23 декабря со сцены зазвучал джаз. Ансамбль “Септет-джаз”, пожалуй, один из немногих джазовых филармонических коллективов в Украине. Творческую деятельность коллектив начинал в 2003 году под названием “Old and New Music Band”, а с 2005-го ансамбль в обновленном составе и с новым названием “Септет-джаз” работает в Донецкой областной филармонии. Это название коллектив получил по количеству участников – семи талантливых исполнителей: музыканта, играющего на всех видах саксофона и кларнете, педагога, заведующего джазовым отделением Донецкого музыкального училища Константина Полищука; бас-гитариста и контрабасиста Виталия Иванченко; барабанщика, педагога Вадима Корнуты; альт- саксофониста Артема Бурзаницы; вокалистки, самой юной участницы, студентки факультета Иностранных языков Виктории Якобчук; пианистки, недавно вошедшей в состав, Любови Винтоняк и, конечно же, Александра Куслина, руководителя ансамбля, тромбониста, заведующего отделом духовых и ударных инструментов Донецкого музыкального училища. С этим талантливым музыкантом, который играет как джаз, так и классику, мы поговорили о его коллективе, о том, как обычно встречают Новый год люди музыки и концерте, недавно прошедшем в концертном зале филармонии.

О коллективе:

– Наш коллектив на сегодняшний день составляют молодые талантливые люди, это воспитанники музыкальных учебных заведений нашего города. А вот костяк ансамбля составляют ветераны: это мой хороший друг Константин Полищук и я, – начал свою беседу Александр Куслин. – В начале становления группы мы пробовали работать в разных направлениях и стилях, но джаз всегда нас манил. Вот на нем мы решили и остановиться. Что же касается ансамбля, то можно сказать, что он является единственным филармоническим джазовым в Украине. И все это благодаря Гулю Валерию Даниловичу, который сам прекрасный музыкант-барабанщик, а сегодня-директор филармонии. Он всячески нам помогает. Основной площадкой для выступлений является концертный зал филармонии им. С. С. Прокофьева, хотя не исключаются и гастроли. В своей работе мы не боимся новшеств. Ведь джаз – это музыка импровизации и экспериментов. Так недавно мы провели совместный джазовый концерт с камерным оркестром “Виола”. В марте состоится еще один совместный концерт из произведений Баха, музыка которого очень хорошо вписывается в формат джазовых импровизаций.

– Многие музыканты на праздники обычно работают, а не отдыхают: играют в ресторанах, клубах, на частных вечеринках, – рассказывает дальше Куслин. – Это приносит хороший заработок. Что касается меня, то с семьей я встречал Новый год последний раз лет пятнадцать тому назад – просто повезло. Уже несколько лет этот всеми любимый праздник застает меня в Германии, в небольшом городке под Мюнстером. Там как раз в это время проходит международный музыкальный фестиваль, в котором участвуют музыканты из Германии, Франции, Голландии, США, Канады, Китая, Италии, Сенегала и Украины.

В последних числах декабря проходят семинары, конференции и, конечно же, непосредственно, сам фестиваль. Отдельно готовится новогодняя программа. Основная ее часть – карнавал, который каждый раз посвящен разной тематике. 31 декабря мы посещаем городской собор, где находится старинный орган. Вместе с органистом музыканты – гости фестиваля – исполняют классические произведения.

Минут за двадцать до начала нового года все участники фестиваля выходят на улицу, зажигают бенгальские огни, готовятся разливать шампанское в бокалы… В это время барабанщики едут в открытом кузове грузовика по городу и бьют в барабаны – гонги, конго, бонго… В прошлый раз я и другие духовики решили сделать друзьям сюрприз – исполнить “Музыку фейерверков” Генделя. Около полуночи поднялись на второй этаж, открыли окна и начали играть. Эта музыка настолько красива и празднична, что эффект был потрясающий…

Первого января во второй половине дня к комплексу зданий, где располагаются гости фестиваля, подгоняют два трактора с большими прицепами. В них садится оркестр с инструментами. Музыкальная процессия объезжает городок, и везде оркестр встречают жители с угощениями: сладостями, шнапсом… Вечером устраиваются всякие развлечения.

Так было и в этом году, – поделился со мной по приезде из Германии Александр – кроме небольшого ЧП, а точнее часовой задержки на трассе в Польше из за поломки автобуса. А вот что касается самого фестиваля – это настоящий праздник музыки, много романтики, веселья и развлечений. Джаз в мире процветает, язык музыки не требует перевода, он понятен всем, что и подтвердил фестиваль.

Что же касается концерта, прошедшего 23 декабря, под названием “Джазовый пикник”, то он был разделен на две части. Первое отделение посвящалось традиционному джазу. Второе – музыке современных джазовых течений и стилей. В программу выступления “Сeптет-джаза”, был приглашен специальный гость – профессор музыкальной академии Владимир Филатов (перкуссия).

“Фотокорр”

«Любим настоящее!» джазмены гостили в Сумах

29 апреля ознаменовалось для нашего города замечательным событием: в Сумском ТЮЗе состоялся заключительный концерт музыкального фестиваля «ORGANUM-2007». В зале был аншлаг, что, впрочем, вполне обычно. Завершающие аккорды фестиваля прозвучали в исполнении коллектива Lozovsky Jazz Quintet (Донецк).

Орест Коваль, вдохновитель и организатор фестиваля, отметил: «Не случайно каждый год фестиваль «ORGANUM» завершает именно джазовый коллектив. И я очень рад, что в этом году нам удалось сделать так, чтобы это был именно Lozovsky Jazz Quintet. Ведь в их исполнении джаз, жанр очень светлый сам по себе, наполняется мощной позитивной энергетикой, которой во время концерта музыканты обмениваются с публикой. Благодаря этому в зале создается неповторимая атмосфера, но самое главное – и зрители, и музыканты уносят ее с собой, сохраняя надолго, до следующего фестиваля». Музыканты в составе коллектива – настоящие виртуозы и довольно именитые. Владимир Вараксин (саксофон) – лауреат международного джазового конкурса. Станислав Лавриненко (труба, флюгельгорн) – один из самых замечательных джазовых трубачей Украины, отдал джазу более 40 лет жизни, а в 1994 году завоевал Гран-при, представляя Украину на престижном джазовом фестивале памяти Майлза Дэвиса, который проходил в Польше. Владимир Денежный (бас-гитара) открыл для себя джаз еще в 14-летнем возрасте. «Однажды мне попалась старая пластинка, там пел один венгерский певец. «Главное – ритм» – так она называлась, – рассказывает музыкант. – Особенно сильное впечатление произвела на меня партия контрабаса. С тех пор вот уж более полувека я серьезно занимаюсь джазом. А начинал я, как и многие музыканты, с того, что играл на танцах в Донецком ДК им.Куйбышева». Владимира Стефановича недаром называют «патриархом отечественного джаза с удивительным чувством свинга» – он выступал на одной сцене со многими известными отечественными и зарубежными джазменами. По его словам, ему особенно понравилось сотрудничать с Анатолием Кроллом. «Виртуоз-импровизатор, владеющий богатейшей палитрой джазовой фортепианной игры»,– говорят об Анатолии Лозовском, преподавателе по классу джазового фортепиано Донецкой музыкальной академии. Святослав Величко (ударные) – один из ее выпускников, музыкант хотя и молодой, но, по словам знатоков, «стремительно прогрессирующий, один из тех, кому джаз даже снится». Образовался квинтет в 1995 году (к слову, в том же году коллектив впервые побывал в нашем городе). По словам музыкантов, они постоянно встречались в Донецкой филармонии, так что решение объединиться пришло само собой. Музыкантов часто приглашают в разные проекты за пределами коллектива, но они стараются как можно чаще выступать вместе. Стиль, в котором выступает коллектив, сами музыканты определили как «мейнстрим» – главное течение джаза, направление с ярко выраженной мелодикой и ритмом». Но Анатолий Лозовский сделал при этом оговорку: «Мы играем все, в чем можем найти и реализовать себя, что любим. А любим мы только настоящее! Хотя любимые авторы у нас, конечно, разные». А Станислав Лавриненко добавил: «Если кому-то из нас не нравится тема, мы ее просто не играем. Так что конфликты на этой почве просто исключены». Действительно, коллектив замечательно сыгранный, невооруженным глазом видно, что в нем царит удивительная творческая гармония, и музыканты с удовольствием поделились ею со слушателями во время концерта. И двухчасовой концерт, который прошел «на одном дыхании», был воспринят благодарным залом как настоящий праздник джаза. К слову, музыканты это почувствовали. На вопрос: «Как вам сумская публика?» за весь коллектив ответил Станислав Лавриненко (он впервые в нашем городе): «Шикарная! Великолепная!» Было очень приятно слышать такие искренние слова… Остается надеяться, что мы еще не раз увидим в нашем городе этот замечательный коллектив.

Олег Заяц «В двух словах». 04.05.07
Подготовил Евгений Лавриненко (dN). Фото – “Высокая нота #2” – Евгения Лавриненко.

Добавить комментарий